Станция "Луна-9" запущена 31 января 1966 г. Осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе океана Бурь (7°08' с. ш. и 64°22' з. д.) 3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд по московскому времени. Функционировала на поверхности Луны 4 земных дня (до 6 февраля), передав три полных телевизионных панорамы и два фрагмента во время дополнительного сеанса связи.

"Луна-9" -- первый земной аппарат, осуществивший мягкую посадку на поверхность иного небесного тела, является, таким образом, выдающимся памятником инженерного искусства.

Материалы настоящего раздела воспроизводятся главным образом по историческому изданию "Первые панорамы лунной поверхности" т.1, М., "Наука", 1966




Конструкция лунной ракеты Лунная ракета состоит из автоматической станции "Луна-9" (АЛС) 1, двигательной установки, отсека системы управления 2 и различной аппаратуры 3,4, устанавливаемой на корпусе ракеты. С целью уменьшения затрат топлива на торможение у Луны, а следовательно, получения наибольшего веса АЛС вся аппаратура и агрегаты, необходимые только при полете к Луне, размещаются в отделяемых перед торможением отсеках.

Для обеспечения минимального веса сбрасываемых отсеков их герметичные корпуса рассчитаны на перепад давления всего лишь 100 мм рт. ст. На Земле перед стартом давление в отсеках близко к атмосферному. После старта благодаря специально для этого открытому клапану давление в обоих отсеках падает по мере подъема ракеты. Когда оно снижается до 100 мм рт. ст., клапаны закрываются и давление сохраняется в течение всего времени полета до Луны. При этом давлении обеспечивается достаточная теплопередача от приборов к стенкам контейнера.

В АЛС и в отсеке системы управления, где требуется более интенсивный теплоотвод от функционирующих агрегатов путем конвективного теплообмена, давление намного выше -- около 1,2 am.

Двигательная установка лунной ракеты состоит из жидкостного ракетного двигателя 5, управляющих двигателей 6 и топливных баков.

Блок баков двигательной установки состоит из сферического бака 7 окислителя и торового бака горючего 8, изготовленных из алюминиевого сплава. Такая форма баков позволила получить наименьший вес двигательной установки и минимальные моменты инерции всей лунной ракеты.

Для посадки на Луну необходимо осуществление двух операций: коррекции траектории и торможения у поверхности с помощью ракетного двигателя. Н аибольший вес лунной станции достигается при применении единой для коррекции и торможения двигательной установки с ракетным двигателем.

Двигатель и система подачи топлива обеспечивают двухразовое включение в невесомости и работу на двух режимах: при коррекции с постоянной тягой и при торможении с широким диапазоном регулирования тяги. Управляющими двигателями служат ракетные двигатели с небольшой тягой. Эти двигатели предназначены для создания управляющих моментов при сохранении заданной ориентации ракеты в пространстве.

Основной силовой конструкцией всей лунной ракеты является сферический бак 7 окислителя двигательной установки. На этот бак устанавливаются все системы и двигатель. Это позволит согласовать направления их взаимной установки с точностью до нескольких минут дуги и сохранить эту точность во время всего полета при колебаниях давления в баке из-за изменения температуры.

Кроме того, такая схема позволяет свести к минимуму число соединительных элементов конструкции и, следовательно, уменьшить вес лунной ракеты.

Системы лунной ракеты. Система ориентации предназначена для ориентации двигателя в направлении, заданном с Земли, при проведении коррекции и для ориентации по лунной вертикали перед торможением у Луны. Система ориентации состоит из оптического блока, датчиков угловых скоростей и счетно-решающих логических устройств. Исполнительные органы системы ориентации состоят из микродвигателей 9, работающих на сжатом газе, и баллонов 10 с запасом газа. Радиовысотомер 11 имеет свою узконаправленную параболическую антенну 12.

Система астроориентации, как уже было сказано, придает лунной ракете заданное положение перед работой двигателя при коррекции и торможении. По команде на включение двигателя система астроориентации отключается. Дальше в течение всего времени работы двигателя управление лунной ракетой и ее стабилизация обеспечиваются специальной системой, состоящей из гироскопических устройств. Кроме того, имеется устройство для регулирования тяги двигателя при торможении.

Тепловой режим лунной ракеты и всех систем при полете к Луне обеспечивается за счет придания элементам конструкции определенных оптических свойств, что достигается соответствующей окраской, и создания определенного режима вращения ракеты относительно Солнца.

Управление лунной ракетой в полете осуществляется как по командной радиолинии с Земли, так и бортовыми программно-временными и логическими устройствами. Управление процессами, которые являются основными для доставки станции на Луну и протекают достаточно быстро, например коррекция или торможение, проводится автономно. Только исходные данные для этих процессов задаются с Земли, так как они зависят от параметров действительной траектории. С другой стороны, управление многими процессами (в частности, все сеансы радиосвязи во время полета, предназначенные для траекторных измерений, передача телеметрической информации и прием на борту установочных данных) осуществляется по командам с Земли. В ряде случаев, например в сеансах радиосвязи, после посадки управление может вестись как по командам с Земли, так и от бортового программного устройства.

Радиотелеметрические системы лунной ракеты и АЛС "Луна-9" обеспечивают не только передачу научной информации, но и контроль работы аппаратуры и состояния различных элементов конструкции. Во всех герметических отсеках измеряются температура и давление. Температура измеряется также в различных местах оболочек и внутри многих приборов. Контролируются электрические напряжения как непосредственно у источников электропитания, так и трансформированные различными преобразователями. С помощью телеметрии передаются также сигналы, подтверждающие осуществление различных операций, например раскрытия антенн, отделения тех или других частей, срабатывания механизмов.

Столь тщательное исследование всего комплекса аппаратуры и в особенности самой станции "Луна-9" необходимо потому, что одной из важнейших научных задач эксперимента является изучение характера функционирования аппаратуры в совершенно новых и сложных условиях нахождения на Луне, где, например, температура грунта в окрестности станции должна была измениться за время ее работы градусов на полтораста по мере увеличения высоты Солнца.

На лунной ракете и АЛС энергопитание аппаратуры осуществляется химическими батареями. Такая система при времени работы 3-5 суток в весовом отношении более выгодна, чем система энергопитания с солнечными батареями. Кроме того, она проще и надежнее, что особенно важно при осуществлении первого эксперимента посадки на Луну.

Большая часть источников электропитания находится в сбрасываемых отсеках, и только те источники тока, которые обеспечивают работу аппаратуры на участке торможения и работу автоматической станции "Луна-9" после посадки, установлены соответственно в отсеке системы управления 2 и на АЛС.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ "ЛУНА-9"


Основные системы АЛС "Луна-9" находятся внутри герметичного контейнера, по форме близкого к сфере. Корпус лунной станции состоит из двух полуоболочек.

Внутри корпуса установлена рама с приемно-передающей аппаратурой, приборами командной радиолинии, электронными программно-временными устройствами, химическими батареями, приборами автоматики, научной и телеметрической аппаратурой. В нижней полуоболочке закреплены вентилятор, электроклапан и радиатор системы терморегулирования, а в верхней -- телевизионная система и счетчики космической радиации.

Снаружи на корпусе установлены четыре лепестковые антенны 1, четыре штыревые антенны 2 с подвешенными на них эталонами яркости 3 и три двугранных зеркала 4. Лепестковые и штыревые антенны и зеркала при посадке находятся в сложенном положении. Двугранные зеркала позволяют передавать стереоскопическое изображение шести узких участков лунной поверхности, а эталоны яркости, имеющие различную окраску с известными коэффициентами отражения, предназначены для оценки альбедо лунных пород в районе посадки.

Лунная станция вместе с посадочными устройствами закрепляется на отсеке системы управления лунной ракеты.

Сложенные лепестки-антенны придают АЛС яйцевидную форму; ее центр тяжести расположен ближе к основанию. Благодаря этому лунная станция после отделения посадочных устройств принимает заданное положение на лунной поверхности (лепестками вверх). Одновременно лепестки защищают телевизионную камеру, штыревые антенны, механизмы и зеркала от случайного повреждения и запыления.

Примерно через 4 мин. после посадки по команде от программно-временного устройства или же часового механизма срабатывает механизм открытия лепестков (команда на открытие лепестков может быть выдана и с Земли). По открытии лепестков-антенн сама станция, штыревые антенны и зеркала приводятся в рабочее положение.

Вес АЛС "Луна-9" после посадки соответствует весу на Земле около 100 кГ.

Размеры станции: от основания до центра объектива телевизионной камеры 58 см, высота со штыревыми антеннами 112 см, диаметр описанной окружности по открытым лепесткам 160 см.

Во время полета и после посадки, до приведения АЛС в рабочее положение, передающими и приемными антеннами метрового диапазона являются сложенные лепестки. Форма лепестков выбрана такой, чтобы диаграмма направленности антенной системы была близка к круговой.

После посадки и приведения станции в рабочее положение открытые лепестки служат только передающими антеннами, а в качестве приемных используются четыре штыревые антенны, раскрывающиеся после открытия лепестков. Выбранная схема размещения и использования антенн обеспечивает связь с лунной станцией после посадки как в случае, если по каким-либо причинам не раскроются лепестки, так и в случае, если станция не примет нормального положения на Луне.

Для обеспечения температурного режима лунной станции после посадки система терморегулирования выбрана такой, чтобы максимально изолировать станцию от внешних тепловых потоков и обеспечить отвод наружу выделяемого приборами тепла. Защита станции от тепловых потоков, излучаемых лунной поверхностью и Солнцем, осуществляется специальной термической изоляцией на корпусе станции.

Система терморегулирования состоит из радиаторов -- бачков с водой, блока автоматики, вентилятора и электроклапана.

Вентилятор обеспечивает передачу тепла от приборов к газу и от газа к радиаторам. Блок автоматики по фактической температуре газа выдает команду на открытие или закрытие электроклапана. При открытии клапана бачки соединяются с внешней средой и происходит испарение воды в вакуум, что обеспечивает отвод тепла от радиаторов, при этом температура газа и приборов понижается. При закрытии клапана испарение воды и отвод тепла наружу прекращаются.

Система терморегулирования может нормально функционировать при любом положении станции относительно Луны. Для обеспечения теплового режима телевизионной камеры, выступающей за обводы герметического корпуса станции, наружная поверхность камеры позолочена. Это исключает нагрев камеры за счет тепла, излучаемого лунной поверхностью и Солнцем. Кроме того, для защиты от прямого попадания солнечных лучей на верхней части телевизионной камеры установлен теплоизолирующий экран.



## Дата и время Операция
31 января
1. 15 час. 53 мин. 21 сек. Конец работы последней ступени ракеты носителя; отделение лунной ракеты от последней ступени; включение программно-временного устройства
2. 16 час. 46 мин.-16 час. 56 мин. Первый на участке полета к Луне сеанс траекторных измерений и приема телеметрических данных. Включение приемнодередающей радиоаппаратуры, вентиляционной системы и блоков телеметрии. Траекторные измерения (определение радиотехническими средствами дальности, скорости и то-поцентрических координат: угла места и азимута) лунной ракеты и передача телеметрических данных, содержащих научную информацию, а также сведения о температуре и давлении внутри различных отсеков лунной ракеты и работе ее оборудования
3. 17 час. 57 мин. Придание вращения лунной ракете для обеспечения нормального теплового режима всех ее частей
4. 18 час. 19 мин.- 18 час. 43 мин. Траекторные измерения и прием телеметрических данных; включение системы астроориентации и контроль ее работы
5. 23 час. 15 мин.-23 час. 25 мин. Сеанс траекторных измерений и приема телеметрических данных
6. 1 февраля 4 час. 41 мин.-4 час. 56 мин. Сеанс траекторных измерений и приема телеметрических данных
7. 15 час. 36 мин.-15 час. 52 мин. Сеанс радиосвязи, в котором, помимо выполнения той же программы, что и в первом сеансе, проводился контроль бортового времени
8. 20 час. 9 мин.- 20 час. 42 мин. Сеанс радиосвязи. Настройка бортовых систем для коррекции. Контроль правильности ввода данных в бортовое программно-временное устройство ракеты. Прием телеметрической информации о состоянии основных систем лунной ракеты
9. 21 час. 16 мин.-23 час. 14 мин. Сеанс коррекции траектории. Проверка бортового времени. Измерение радиальной скорости. Грубая и затем точная солнечная ориентация. Открытие шторок лунного датчика и ориентация на Луну. Прогрев системы управления. Работа двигательной установки в режиме коррекции . Автоматическое выключение двигателя по команде интегратора ускорений. Измерение радиальной скорости после окончания работы двигательной установки. Контроль выполнения операций и состояния бортовой аппаратуры в течение всего сеанса. Придание вращения лунной ракете относительно продольной оси
2 февраля
10. 1 час. 36 мин. - 1 час. 46 мин. Сеанс траекторных измерений и приема телеметрической информации
11. 16 час. 16 мин.-16 час. 31 мин. Сеанс радиосвязи, траекторные измерения, телеметрический контроль и кратковременное пробное включение телевизионной аппаратуры автоматической лунной станции
12. 22 час. 42 мин.-22 час. 59 мин. Сеанс траекторных измерений и приема телеметрической информации
3 февраля
13. 1 час. 22 мин. -1 чае. 28 мин. Сеанс траекторных измерений и приема телеметрической информации
14. 15 час. 34 мин. -16 час. 31 мин. Сеанс, настройки бортовых систем для торможения. Контроль состояния бортовых систем и правильности ввода данных в программно-временное устройство
15. 19 час. 28 мин. Начало последнего перед посадкой сеанса радиосвязи - сеанс торможения. Включение аппаратуры, обеспечивающей управление лунной ракетой во время торможения. Проверка бортового времени и переданных в предыдущем сеансе исходных данных. Траекторные измерения. Разворот лунной ракеты. Ориентация одной оси ракеты на Солнце. Ориентация другой оси ракеты на Луну . Ориентация оптического визира на Землю. Построение лунной вертикали на расстоянии около 8300 км от центра Луны и включение гироскопической системы управления. Непрерывный контроль работы всех бортовых систем по телеметрии. Сигнал радиовысотомера о достижении заданной высоты (около 75 км) и включение тормозной двигательной установки
16. 21 час. 44 мин. 42 сек. Выключение системы астроориентации, передача управления автономной гироскопической системе. Запуск двигателя. Сброс отсеков. Подготовка системы посадки к прилунению
17. 1 час. 45 мин 00 сек. Автоматическая лунная станция "Луна-9" совершила мягкую посадку
18. 1 час. 49 мин. 40 сек.-22 час 06 мин. Первый сеанс радиосвязи с АЛС на поверхности Луны. Включение приемно-передающей радиоаппаратуры и вентиляционной системы, а также научной и служебной аппаратуры. Передача научных данных и телеметрический контроль бортовых систем. Включение системы терморегулирования автоматической лунной станции. Раскрытие лепестковых и штыревых антенн. Переключение приемников с лепестковых на штыревые антенны. Раскрытие антенн дублировалось механическим временным устройством.
4 февраля
19. 0 час. 00 мин - 0 час. 15 мин. Второй сеанс радиосвязи.
20. 4 час. 50 мин.-6 час. 37 мин.

Сеанс передачи телевизионного изображения первой лунной панорамы и телеметрических данных.

Включение телевизионной аппаратуры автоматической лунной станции. Обзор лунного ландшафта и передача на Землю панорамы лунной поверхности.

Прием телеметрических данных о состоянии и функционировании бортовых систем и аппаратуры

21. 7час. 00 мин.- 9 час. 54 мин. Сеанс передачи второй лунной панорамы и телеметрических данных
5 февраля
22. 4 час. 00 мин.- 4 час. 04 мин. Третий сеанс радиосвязи
23. 9 час. 00 мин.- 20 час. 41 мин Сеанс передачи третьей лунной панорамы и телеметрических данных
24. 21 час. 47 мин.-21 час. 56 мин Четвертый сеанс радиосвязи
25. 22 час. 28мин.-22 час. 45 мин Пятый сеанс радиосвязи
6-7 февраля
26. 23 час. 37 мин.- 1 час. 55 мин Дополнительный сеанс передачи отдельных участков лунной поверхности и телеметрических данных



Hosted by uCoz